Заключительная часть урока имеет также организующее значение. Кроме того, в заключительной части регулируется деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной системы с ориентировкой на сохранение правильной осанки. Она направлена на обеспечение постепенности перехода от занятий лечебной гимнастикой к дальнейшей жизни школьника.
Длительность урока от 45 минут до 1 часа. Вводная часть занимает 5-7 минут, заключительная 3-5 минут, остальное время используется для основной части урока. Организация групп в кабинетах лечебной гимнастики возможна только по возрастам: первая группа 7-9 лет, вторая - 10-12 лет, третья - от 13 лет и выше. Таким образом, в группе объединяются мальчики и девочки, имеющие различные по степени и локализации сколиозы. Численность группы - не более 10-12 человек.
Занятия в группах проводятся не менее трех раз в неделю. Только при этом условии можно быстрее и эффективнее создать и закрепить новые условные связи, определяющие восстановление правильного положения тела.
При проведении урока важно руководствоваться следующими положениями:
Ø На всем протяжении урока преподаватель не должен забывать об основной направленности занятий - сознательном освоении больным правильного положения тела.
Ø При проведении групповых занятий требуется максимально индивидуализировать упражнения, как по дозировке, так и по подбору целого комплекса индивидуальных упражнений. После предварительной подготовки (через 30-35 занятий) во второй части урока проводятся не только общие для всей группы, но и индивидуальные упражнения. Для организованного выполнения индивидуальных упражнений необходимо, в особо отведенное время внеурочных занятий, разучить упражнения с каждым ребенком, а также обучить самостоятельному выполнению упражнений на снарядах и страховке. После такой подготовки во время выполнения индивидуальных упражнений на уроке преподаватель ограничивается только дачей заданий и контролем.
Ø В связи с усиленной тренировкой силовой выносливости необходима умелая организация отдыха. Эта организация должна преследовать цель сделать максимально активным отдых, что может быть осуществлено путем: а) переключения характера упражнений: например, после статической нагрузки дается динамическая игра; б) включения бесед, опроса, индивидуальной проверки выполненных упражнений, с привлечением к разбору и оценке выполнения всей группы; в) во время объяснений, дачи заданий, ожидания очереди для выполнения упражнений на снарядах, дети должны находиться в правильном положении - лежа на спине или животе, что также является отдыхом; г) включения упражнений на расслабление и дыхательных движений.
Комплекс 1
Примерный урок 1 (начальный этап - 3-й месяц занятий)
Группа детей - 10-12 человек в возрасте от 12 лет и выше, имеющих сколиозы I и II степени, возникших на почве нервно-мышечной недостаточности
№№ упр.
Цель
Упражнение
Дозировка
Указания
1
2
3
4
5
1.
Умеренное поднятие тонуса с ориентировкой на правильную осанку
I. Вводная часть Построение в колонну по одному. Ходьба обыкновенная, чередующаяся с ходьбой с высоким подниманием колен и махом рук с остановкой по сигналу
3-5 мин.
Все движения должны выполняться с сохранением правильной осанки. При тех или иных нарушениях в осанке преподаватель дает детям соответствующие указания
1.
Увеличение подвижности позвоночника
II. Основная часть И.п. - коленно-кистевое (горизонтальное) - симметричное горизонтальное ползание с катанием набивного мяча
35-40 мин. 2 мин.
Дети, которым по тем или иным причинам противопоказано коленно-кистевое положение, в это время находятся в положении виса на наклонной плоскости, лестнице или делают лежа разученные ранее упражнения для укрепления мышц спины или живота
1
2
3
4
5
2.
Увеличение подвижности позвоночника и укрепление мышц плечевого пояса и спины
И. п. - то же - симметричное горизонтальное ползание с вращением руки
2-3 мин.
3.
Отдых
И. п. - стоя на коленях; дыхательные упражнения с движением рук: 1) руки в стороны - вверх (вдох), 2) в стороны - вниз (выдох)
1 мин.
В момент вдоха, при положении руки вверх, делается потягивание. Данное дыхательное упражнение может производиться для отдыха после всех упражнений в коленно-кистевом положении
4.
Самовытяжение
И. п. - лежа на животе; руки вытянуты вперед - «потягивание»
1 мин.
При потягивании ребенок должен головой и руками тянуться вперед, а ногами назад. При потягивании делается вдох, при расслаблении - выдох
5.
Тренировка силовой выносливости мышц спины
И. п. - лежа на животе, руки согнуты в локтевых суставах, локти назад - круговое движение в плечевых суставах с последующей паузой и возвращением в исходное положение в конце движения
1-2 мин.
При выполнении упражнений №№ 5, 6, 7 дается определенный ритм дыхания
6.
То же
И. п. - лежа на животе, руки подняты назад, пальцы сжаты в кулаки - повороты в плечевых суставах, чередующиеся с 2-3 небольшими покачиваниями рук
1-2 мин.
-
7.
Тренировка силовой выносливости мышц спины, чередующаяся с самовытяжением
И. п. - лежа на животе, руки вытянуты вперед - плавательные движения руками (брасс) с последующим самовытяжением в конце движения
1-2 мин.
-
8.
Отдых и воспитание сознательного отношения к выполнению упражнений
И. п. - лежа на животе; опрос по ранее проведенной беседе о дыхании
2-3 мин.
-
1
2
3
4
5
9.
Тренировка силовой выносливости ягодичных мышц, чередующаяся с самовытяжением
И. п. - лежа на животе; попеременное поднимание ног с выдержкой от 5 до 7 счетов, чередующееся с вытяжением обеих ног
1-2 мин.
-
10.
Тренировка силовой выносливости мышц спины и живота
И. п. - лежа попеременно на правом и левом боку; поднимание ноги с выдержкой от 7 до 10 счетов
2 мин
Упражнение делается одинаковое количество раз на том и другом боку
11.
Тренировка силовой выносливости мышц живота
И. п. - лежа на спине; руки согнуты в локтевых суставах, кисти сжаты в кулаки, ноги врозь - «бокс». 1)поднимание головы с поочередным вытягиванием рук вперед (вдох); 2)и. п. (выдох)
1-2 мин.
При выполнении упражнений №№ 11, 13, 14 требуется чтобы дети напрягали мышцы живота, прижимая поясницу к ковру (для большего включения в работу мышц живота)
12.
Отдых
И. п. - лежа на спине; ноги согнуты в коленных и тазобедренных суставах, ступни на полу, одна рука на груди, другая на животе - грудное и полное дыхание
1 мин.
-
13.
Тренировка силовой выносливости мышц живота
И. п. - лежа на спине - велосипедные движения ногами
1 мин.
-
14.
То же
И. п. - лежа на спине; садиться с махом рук в положение руки на пояс
1 мин.
-
15.
Увеличение подвижности позвоночника, вытяжение его оси. Укрепление мышц плечевого пояса
И. п. - стоя на 2-3-й реечке лицом к гимнастической стенке, взявшись вытянутыми руками - вис: а)с прямыми ногами; б)с согнутыми ногами в коленных суставах
5 мин.
Свободные от упражнения дети лежат на ковре в ожидании очередности
16.
Отдых
Свободная ходьба
1 мин.
-
17.
Воспитание правильной осанки
И. п. - сидя перед зеркалом с мешочком с песком на голове; различные движения руками
5 мин.
Движения руками выполняются по команде
18.
Воспитание координации, выносливости быстроты и т.д.
Игра «Стрелки» (в коленно-кистевом положении). Двое играющих - «стрелки» - располагаются в противоположных концах зала. Их задача, перекатывая набивной мяч запятнать всех «зверей», находящихся и двигающихся между ними в «поле». Запятнанный выбывает из игры
6-8 мин.
Игра дается на время или на определенное количество бросков между стрелками. Запятнанные игроки, выбывая из игры, ложатся на ковер. Дети, которым противопоказано коленно-кистевое положение, принимают участие в игре только в качестве «стрелков», стоя на коленях или сидя на стуле
1.
Привести в норму сердечно-сосудистую систему и ориентировать занимающихся на сохранение правильной осанки
III. Заключительная часть Ходьба по залу в различных направлениях. По сигналу - остановка, во время которой принимается какое-нибудь симметричное положение рук
3-5мин. 3-5 мин.
Ходьба, остановка и движение рук должны быть выполнены с сохранением правильной осанки. Ошибки каждого занимающегося подсчитываются
Примечание. После урока остаются 2-4 человека на 10-15 мин. для тренировки правильной рабочей позы во время письма. Перейти на страницу: 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21